Об авторе |
|
 | |
Сергеев М.Д. / Литературные вечера
Чародей добра
Как все сказки настоящих сказочников, сказки Марка Давидовича Сергеева с наслаждением читаются людьми всех возрастов. Чтобы стать сказочником, требуется не только стремление к добру, литературный талант, но и немалый, иногда очень трудный жизненный опыт.
Его вдосталь имел Марк Сергеев. Он родился 11 мая 1926
гола в г.Енакиево. на Украине, в семье строителя. Отец
Марка Сер-геева строил школы, больницы, шахты и вместе
с семьей переезжал с одной стройки на другую. В 13 лет
будущий поэт попал в Сибирь и с тех пор считал себя коренным
сибиряком. Жилось ему трудно, но счастливо. Трудно, потому
что была война, голод и разруха. Счастливо, потому что,
вернувшись с фронта, он закончил Иркутский университет
и стал писателем. Но до того. как стать профессиональным
писателем. Марк Сергеев был рабочим и журналистом, библиотекарем
и лектором, пешком обошел берега Байкала, сплавлялся по
бурным рекам на лодке и забирался в самые дальние уголки
тайги. Вот почему, когда Марк Сергеев одну из своих сказок
начинает строчками "Знают сказку лесные чащи. надо в чащах
бывать почаще", он знает, что говорит.
Писатель выпустил более тридцати книг для детей. Его стихотворные сказки и повести-сказки увидели свет в Иркутске, в Москве, во многих городах Сибири, были изданы в Японии. Монголии. Венгрии. Югославии, Эстонии. Сказки Марка Сергеева исполнены добра к людям, любви к природе. бесконечным радостным удивлением перед красотой мира, верой в способность человека жить мудро. Эти свойства сказочника не только заложены в самой натуре писателя, они отражают и его собственный жизненный опыт.
Сказка не должна быть просто выдумкой, она должна обязательно
опираться на реальную жизнь. Жизнь, о которой узнал не
понаслышке, а видел сам. своими глазами. Однажды писатель
А.Шаров сказал:
"Сказочникам необходимо идеи добра и справедливости поверять
реальным творением справедливости". Невозможно представить,
чтобы человек, который в жизни был бы жесток, стоял на
стороне неправедного дела, мог писать сказки, в которых
детям внушаются идеи добра и справедливости!
Все мы родом из детства, а значит, из сказки. А потому, пусть знакомство с творчеством М.Д. Сергеева для младщих школьников начнется с его замечательных сказок. Мы предлагаем провести следующие мероприятия: 1. "Волшебные, веселые, забавные" - беседа-диалог. 2. "Волшебные, веселые, забавные" - книжная выставка.
3. "Мой подарок писателю" - конкурс рисунков к стихам
и сказкам М.Сергеева.
ВОЛШЕБНЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ
Беседа-диалог
Сказочник: Шел по городу Волшебник... Стоял хмурый денек, солнце пряталось за тучки, нс? у Волшебника было хорошее настроение. А надо сказать, что настроение у Волшебника было всегда хорошим, ведь он был Добрым Волшебником. И там, где он проходил, становилось светлей и радостней: взрослые улыбались, дети переставали плакать, даже солнышко, стряхнув с себя тучку, засветило; весело загомонили птицы. Волшебник подошел к голубой скамейке в сквере и присел. Рядом стояли легкая, шумная березка и пышная, молчаливая красавица-ель. Они скучали. Но когда пришел Волшебник, они зашумели кронами и стали рассказывать свои истории. А Волшебник сидел тихо, издали могло показаться даже, что он заснул, но он слушал и запоминал.
Добрый Волшебник любил путешествовать. Он забирался в
таежные чащи и жители тайги рассказывали ему свои сказки.
Он путешествовал по морю-озеру Байкал, и тогда свои сказки
рассказывали нерпы и рыбки, и даже байкальская волна.
Волшебник возвращался в город и шел к детям. Он знал -
дети ждут ею сказок. Он очень любил приходить в детскую
библиотеку (ведь здесь дети чаще всего берут книги сказок).
Здесь он превращался в Сказочника и дарил всем свои новые
сказки.
А имя Волшебника - Марк Сергеев. Вы удивляетесь, почему имя не сказочное? Но ведь, как известно, волшебники и феи родились среди людей. Давайте отправимся во владения Сказки. Посидите и послушайте.
Волшебник: Вы знаете, что в обычной жизни
нерпа питается рыбой? А вот в стихотворении 'Тлоток океана"
нерпенек дружит с омульком, хотя омулиха-мама не раз предупреждала:
- Доведет тебя дружба с нерпенком до лиха. Разозлится и съест он тебя, дуралей. Свою старую маму, сынок, пожалей...
Но случилась с нерпенком беда: он заболел, он совсем занемог, он белый-пребелый лежит, как зима, он тихий-претихий лежит, как зима, как будто бы маленький белый сугроб на летней воде позабыла зима.
Читатель: А что же омулёк?
Волшебник: Он дружбу понимал всерьез и для спасенья друга готов был ринуться в мороз, пройти жару и вьюгу. Пусть будут сети на пути и щуки-великаны, но только б другу принести глоточек океана.
Оказывается, чтобы спасти нерпенка, нужен был всего лишь
"глоточек соленой, глоточек зеленой, глоточек студеной
целебной воды".
И бесстрашный омулек отправился в дорогу. Волшебник: А знаете ли вы, где живут нерпа и омуль? Читатель: В Байкале. Волшебник: А что такое Байкал? Читатель: Озеро. Волшебник: А что такое озеро? Читатель: Это много-премного воды... Волшебник: А море? Читатель: Это - если слить вместе много-премного озер. Волшебник: А что такое океан? Читатель: Это - если слить вместе много-премного морей. Волшебник: Вы уже много знаете, однако же не все. Вот. оказывается, какой путь проделал омулек, чтобы принести другу спасительный глоток океана. Волшебник: А вы знаете, кто такой друг? Читатель: Это самый лучший товарищ. Если надо - он все для тебя сделает: выручит в беде, поделится самым последним. А если придется - даже принесет в ледяной фляге глоточек океана. Волшебник: Вот теперь вы знаете все. Ведущий: Вы, должно быть, любите сказки? Их вам рассказывают мама или папа, или бабушка. А хотите послушать сказки, рассказанные Холодильником? Да-да, Холодильником! Вы скажете, что такого на свете быть не может? Значит, вы не поверите, если я расскажу историю о том, как холодильник охотился на волка или спасал олененка? Но ведь может рассказать сказку Кот ученый, почему же не может благородный Холодильник? Посидите тихо и послушайте: Я не чайник, я не будильник, Я Дед Морозу друг и брат. Я знаменитый Холодильник -совершенный аппарат! Так стоял в уголке на кухне и пел благородный Холодильник. А когда настала ночь и все легли спать, он стал рассказывать истории из своей жизни. Гулял однажды Холодильник по лесу. Вдруг навстречу к нему выбегает Зайчишка. Дрожит весь. - Ты что? - спрашивает Холодильник. - За мной Волк гонится, съесть хочет! - Не вижу никакого Волка, - сказал Холодильник. - А там, за деревом, собака прячется. Волк рассердился: - Какая я тебе Собака? Я Волк. Гроза лесов! Сейчас вот съем тебя! Теперь рассердился Холодильник. Изловчился он, дверцу раскрыл. Волк с разбегу и влетел внутрь. Дверца - хлоп! Готово! Попался серый. Поморозил-поморозил Холодильник Волка, да и выпустил обратно. Волк отогрелся, да как побежит! Говорят, что этот Волк Зайцев больше не ловит... А однажды, гуляя по берегу реки. Холодильник спас олененка, который оказался далеко от берега на льдине. А еще помог ребятам в летнюю жару устроить сверкающий каток во дворе. А еще... Хотя другие истории о белом друге вы прочтете сами. Сказочник: Заканчивается одна сказка, заканчиваются вместе с ней чудеса. Но стоит перевернуть страницу и - новая сказка, новые чудеса. Вот какую историю о том, "как медведь решил будьдозером стать", рассказала лесная чаща.
Волшебник: Медведь - хозяин полян, владыка тайги.
Силен когтистый, зубастый зверь: и сосну повалит, и по
болоту пройдет. Но с бульдозером тягаться бесполезно:
он не зверь, а "бульдозер железный". И Мишка, проиграв
машине в силе, решил пойти работать на стройку:
На стройку, Прошу Вас. Примите меня! Я буду работать. От всех не отстану. Я, может быть, тоже Бульдозером стану! Вот такие чудеса случаются в лесной чаще. Вы можете себе представить, что будет на свете, если исчезнут краски? Читатель: Мир станет черно-белым.
Волшебник: И правда - люди, солнышко,
стволы берез, веселая речка и взлохмаченный пес - все
станет бесцветным. А без желтого солнышка на земле ничего
не видать. Что делать? Три краски- подруженьки три, решили
все исправить. А были они: желтая, синяя, красная. Желтая
краска покрасила, будто вымыла мылом, солнышко. Синяя
- небо и речку, которые/встретившись с нею. синеют, синеют,
синеют". Красная краска раскрасила клумбу. А все вместе
краски нарисовали на небе радугу. И при этом они напевали
такую песенку:
Знайте, взрослые и дети: Мы - важнее всех на свете! Если только нас не стало бы, -вмиг исчезли все кварталы бы, и без нас бы не было ни домов, ни мебели. Знайте, взрослые и дети. все исчезло бы на свете – и трава зеленая, и лесные лилии, и дворцы с колоннами под густыми кленами... Хвастливая песенка, не правда ли? Но кто поспорит, что они не правы?! Волшебник: Вы любите сидеть в тишине и фантазировать, размышлять? Лучше, конечно, это делать не на уроке (хотя в классе и стоит тишина), а дома, уютно устроившись в кресле. Можно щеку подпереть рукой, а можно подремать, положив голову на подлокотник. И приснятся вам истории, необычней которых нет. Сказочник: ...Шел снег, белый декабрьский снег. Дети во дворе лепили чудо-город с башенками и круглыми воротами. Иногда кто-нибудь из детей подставлял теплую ладошку снежинкам.
Они приземлялись (точнее - "приладонивались") и таяли.
Но одна снежинка не растаяла, а вдруг стала переливаться
всеми цветами радуги. Это была "Нетающая Снежинка". Если
положить ее на стол, стол заговорит. И игрушки заговорят.
Если посмотреть сквозь нее - увидишь чудесный мир. Но
увидеть его может лишь добрый человек. Девочка Соня была
злой девочкой. Она могла обидеть брата, отнять игрушку,
нагрубить старшим. За это ее превратили в снежную бабу.
Читатель: Но разве все в этом мире злые?
Волшебник: Нет. Добрых, конечно, больше!
Сонин брат, которого она обижала, отправился выручать
сестренку. Он не согласился променять ее ни на какие игрушки,
ни на какие сокровища. Даже отдал волшебную Нетающую Снежинку.
И Соня вернулась. А снежная баба исчезла. Брату и сестре
было очень-очень весело. Взявшись за руки, они шли домой.
А мир им казался населенным только Добрыми существами.
Читатель: Скажите, пожалуйста, а почему в сказках Марка Сергеева чудеса происходят не за тридевять земель, в неведомом царстве-государстве, а в наше время, среди нас - мальчиков и девочек? Волшебник: Да потому, что волшебно все вокруг человека: Река, Лес, Медведь. Волшебна и добра лесная Чаща, волшебен Туман Туманыч, и светлая, нежная березка учит злого мальчика Петю быть волшебником, т.е. любить все живое... и даже неживое. Читатель: А как же это? Сказочник: А вот послушай. (Прочитать полностью или фрагменты сказки "Сказка о Пете, который был шкафом"). Сказка совсем небольшая. Но посмотрите, сколько времени пролетело-пробежало с той поры, когда Петя стрелял из рогатки, таскал собак за хвосты, у малышей пряники отбирал, березку зря порубил, до той минуты, когда он пожалел старую этажерку и пыльный шкаф на чердаке и спас их от пожара. Целая жизнь. Ведь в той жизни он был злым, а в этой - стал добрым. Вы думаете, это невозможно? Но ведь сказка и есть сказка... Читатель: Почему у сказок Марка Сергеева всегда счастливый конец? Сказочник: Это самая главная сказочная тайна: к героям сказки, мальчикам и девочкам, зверям и рыбам, в самый трудный момент на помощь приходят не только феи и волшебники, но и деревья, травы, цветы, птицы. И в этом нет ничего удивительного...
|
|